Откуда берутся деньги, Карл? Природа богатства и причины бедности
Альпина Паблишер, 2018
Рассказ о пути, пройденном Западом и Россией в XX веке, о развитии мировой экономической мысли Елена Котова начинает с учения Карла Маркса. Самое парадоксальное утверждение автора: знаковые реформаторы XX века - Столыпин, Витте, Рузвельт, автор «немецкого чуда» Людвиг Эрхард, дочь бакалейщика Тэтчер - расчищали дорогу для действия законов, которые открыл именно Маркс. Великие теоретики Кейнс, Фридман, Самуэльсон, заявляя о своем «анти-марксизме», использовали эти законы на полную катушку. А Маркс прославился лишь как автор всего лишь одной идеи – «диктатуры пролетариата», которую подхватили кровавые диктаторы и демагоги XX века. Передовые страны к середине XX века преодолели и «эксплуатацию», и «угнетение», которые так возмущали Карла. И что осталось? Законы и остались – естественные, которые не отменить. Елена Котова объясняет самые сложные экономические материи простым и живым языком, приправленным изрядным юмором.
Рассказ о теориях и реформах передовых стран то и дело возвращается к России. Автор объясняет причины ее отсталости, дефекты налоговой системы, коррупцию, провал «диверсификации и модернизации», страх перед иностранными инвесторами. Тем не менее, - считает Котова, - Россия развивается, хоть и медленно, и мучительно, в книге много тому примеров. Двигаться быстрее мешает именно «брак мышления». Агрессивные споры пары миллионов «мыслящих и образованных» не приводят к согласию о том, куда нам двигаться. А у всего остального народа, который совсем неглуп и уж точно не виноват, что его разум и жизненный уклад калечили веками, даже желание отбили думать о том, какой бы он хотел видеть свою страну.
Елена Котова заявляет:
«Деньги создаются либо свободным трудом свободного человек, и тогда люди сами превращают свою страну в передовую. Либо — трудом человека, отдавшего свою свободу государству ради иллюзии справедливости и равенства. Тогда и денег на порядок меньше, и достаются они не людям, а государству. Оно может при этом делать и атомные бомбы, и крылатые ракеты, но большинство людей все равно будут только выживать, а страна — оставаться отсталой».
«Мы живем в реальной России. Не выдуманной и не потерянной… У нее есть все, чтобы стать передовой страной. Мешает только брак мышления».
«Не будет денег и развития в стране, пока традиционная Россия живет мифами прошлого. Нет для нее другого пути, кроме пути передовых стран Атлантики».
«Человек трудится либо ради выгоды, либо под страхом наказания».
«Если совсем «на пальцах», жестко и в лоб, то выбор-то невелик: либо рынок, либо лагерь. Все ж к этому сводится. Уже пора определиться, что выбрать. Помогите друг другу прийти к согласию! А сидеть и чесать затылок — то ли свободы хочется, то ли справедливого государства, то ли с народом не повезло — это и есть отсталость. Не может быть у каждого своего собственного пути к деньгам, он — один на всю нацию».
Отрывок из романа:
"Если обычный человек хочет понять устройство общества, что ему делать? Ученые книги читать? Так там столько наворочено за десятилетия, не разобрать. Слушать рассуждения экспертов — мозги закипают: «Они хочут свою образoванность показать и всегда говорят о непонятном», выражаясь словами героини чеховского водевиля. А если попробовать собственным умом, на уровне здравого смысла? Не идти за толпой, не повторять за другими того, чего сам толком не понимаешь, а просто думать своей головой. Оценивать устройство общества на уровне добра и зла. Ведь его главные вопросы стоят именно в нравственной плоскости: должно ли государство служить человеку — или, наоборот, достойны ли деньги уважения — или успех дурно пахнет...
Такой мыслительный путь прошла Маргарет Тэтчер. Ее не назвать теоретиком, она была по образованию химиком. Но в ее стране в то время, когда она выбирала свои? путь в жизни — в 1950-х, — царил такой хаос, что ей было необходимо в нем разобраться. Разобралась. Сама. И решила, что способна навести порядок и в экономике, и в мозгах соотечественников. Ведь корни хаоса всегда именно в головах.
Anarchy in the UK! — сингл группы Sex Pistols 1976 года — держался в хит-парадах несколько лет. Зимой 1978-го в Британском королевстве его распевали на всех углах, называя насилием буквально всё. Отбор в колледжи — государственное насилие. Бедность — социальное насилие. Конкуренция — экономическое насилие. Видя беспомощность государства, британцы решили, что они сами вправе устанавливать правила. Через год Тэтчер станет премьером...
Та зима была кошмарной. На улицах — груды мусора. То и дело отключают электричество. Закрываются школы, бастуют угольщики, нефтяники, металлурги, не поставляется топливо даже в дома престарелых. Пикеты забастовщиков оцепляют больницы, не пуская на работу врачей: профсоюзы пытаются поднять народ на всеобщую забастовку. Раковые больные умирают дома в мучениях из-за отсутствия медицинской помощи. В телевизорах «картинка» нечеткая, порой по ней пробегают полосы.
Этот взрыв анархии был неизбежен, целых 30 лет копились болезни общества. Забастовки уже давно называли «национальноий английской болезнью», а профсоюзы к концу 1970-х свалили уже не одно правительство. Лейбористы убеждены в прелестях социализма…., а тори — партия консерваторов — не смеют и пикнуть, настолько сильны социалистические настроения в стране. И самая большая ирония в том, что при этом и консерваторы, и лейбористы — выходцы из аристократии, другим в политику ход заказан. Ни у одного политика Британии не поднялась бы рука усмирить воинствующих пролетариев — народ никогда не дал бы аристократам такого права.
А Маргарет Тэтчер, в девичестве Робертс, — простолюдинка! Ее отец — бакалейщик и местный пастор в провинциальном городке Грантем... Она упорно и долго карабкалась по политической лестнице, была белой вороной среди верхов, которые монополизировали политику страны. Только у такой, как она, было моральное право на решительные действия.
Всю жизнь Маргарет думала исключительно собственной головой. Не подстраивалась под народ, наоборот, была, скорее, чопорной, всегда безупречно одетой. Но говорила-то она с народом на одном языке, всегда была предельно конкретной, апеллировала к простым и понятным вещам, к трудностям повседневной жизни. И всегда, неизменно она обращалась к нравственной сути любых проблем. Она заставила других таких же простых людей включить наконец мозги, показала своей нации, откуда берутся деньги, и вернула в экономику здравый смысл.
Мадам премьер шла к вершине политического Олимпа 30 лет. Боролась именно за умы людей, зная, что надо выиграть битву идеи?, прежде чем рассчитывать на выигрыш в политике. У нее было мало союзников. А она повторяла: «Страшно не упасть, а не уметь подняться». Она училась на ходу — всю жизнь, постоянно...
Маргарет Робертс поняла азы экономики еще в детстве, в лавке своего отца, где торговала после занятии? в школе. Она была консерватором в политике, либералом в экономике. А самое главное — она была дочерью методистского пастора, и для нее было неоспоримой истиной, что человек рожден для упорного и тяжкого труда. Все остальное проистекало именно отсюда... "