RusEng
RusEng
Facebook
Уютный лофт - это Хамовники, детка!
На смену вечного гвалта центра Москвы приходит время сдержанной тишины. Уникальный, красивейший дом, красный кирпич, фабрика, ставшая апартаментами. Высоченные потолки, окна от пола, три кирпичных стены - все вместе это означает лофт. Хамовники, среда обитания не хипстеров, а консервативных буржуа, означают, что лофт не должен быть брутальным. Никакой открытой проводки и кухонных труб напоказ, все сдержанно и уютно. Лофт не диктует брутальности, его главные идеи – воздух, свет, голый кирпич и… доминанта функционала. Остальное – простор для творчества.
читать дальше

На смену вечного гвалта центра Москвы приходит время сдержанной тишины.  Уникальный, красивейший дом, красный кирпич, фабрика, ставшая апартаментами. Высоченные потолки, окна от пола, три кирпичных стены - все вместе это означает лофт. Хамовники, среда обитания не хипстеров, а консервативных буржуа, означают, что лофт не должен быть брутальным.  Никакой открытой проводки и кухонных труб напоказ, все сдержанно и уютно. Лофт не диктует брутальности, его главные идеи – воздух, свет, голый кирпич и… доминанта функционала.  Остальное – простор для творчества. 


***

Уют немыслим без функционала.  В openplan гостиной-столовой и кухни нужно найти место для завтрака – пить утренний кофе за большим обеденным столом неуютно, нужна барная стойка в кухонном уголке.  Показать красу кирпича уместнее всего в кухне, значит, долой кухонный фартук.  Уют требует мягких тонов покраски стен – краски только английские, Farrow&Balls, цвет причудливого названия – ElephantBreeze, дыхание слона, если вы не знаете.   Брутальность кирпича  приглушена произвольно распыленной белой краской.  Ответ кирпичу – в дубовых шероховатых подоконниках,  огромных, функциональных, тут место и книгам, и артефактам из старинного чугуна.   И еще сохранить рисунок потолка.  Это просто  «изнанка» плиты перекрытия, дилетанты спешат ее зашить, получив потолок «как у всех», а стоит не пожалеть времени и денег:  оштукатурить и выровнять каждый прямугольник и получить потолок из ячеек.  Такого нет ни у кого, стильная, в гармонии с мелодией лофта, фишка. 


Воздух и свет означают осторожную драпировку окон от пола до потолка – стало быть легкая, тонкая шерсть гардин. Шерсть – самый модный сейчас материал для них, реально cool.   Кирпич кухни и шероховатые  подоконники связаны паркетом, большими досками натурального дуба толщиной 2 см.

В хозяйской спальне нужна гардеробная.  Заставляем прораба сделать угловую выгородку в кухне.  Убиваем двух зайцев:  в гардеробной появляется еще один шкаф, в кухне не возникает шкафов, завернутых углом,  возникает одна, чистая линия всего  - openplan. 

Спальня хозяев требует ванной en-suite:  и с ванной, и с душем!  Душ – только в пол, и не слушайте прораба, который бьется в падучей, что без ступеньки в душе не обойтись.  Во втором санузле – точно такой же душ.  Только одна стенка душа, и только стеклянная – лаконично, сохранены и воздух, и свет, ванным комнатам они нужны не меньше, чем остальным пространствам.  В этом просторе, созданном кропотливой экономией каждого сантима, поселяется дорогая мебель и сантехника - все от Villeroy&Boch.  Не говорите, что это не бюджетно, места надо знать и получать космические скидки.

В спальне дорогая итальянская кровать, купленная на крутом sale. Шику прибавляет дизайнерское покрывало Etro – мазок ярких красок. В столовой на грубоватом паркете требуется дорогой обеденный стол и нежные, невесомые стулья  - все от RocheBobois.  Они связаны гармонией натуральной кожи стульев и причудливой ножки стола. И тут же контраст – кожа стульев белая, а кожа овальных линий ножки стола коричневая, при этом прошита белыми стежками.  Кстати, они повторяют стежки на шторах.  В этом последнем штрихе и богатство, и намек на брутальность, и гармония всего пространства. 

закрыть
Ностальгический модерн (2015)
Вид с верхнего этажа на Патриарший пруд, ощущение простора за окном и ощущение простора внутри, простора, совершенно забытого – в квартире четырехметровые потолки. Эти ощущения заставили вспомнить об ушедшей, изящной и лаконичной красоте модерна, стиля ар-нуво. Кессонированный потолок и винтажные, чуть мещанские гардины, доминанта белого цвета в публичных помещениях, включая барский, столь не современный диван из последней коллекции Armani Casa, классические, в вытянутых лепестках деревянные панели. А в спальне сочетание темно-серого шелка на стенах и окнах с ярким покрывалом Etro,столь современным, но повторяющим цветочных орнамент стиля ар-нуво. И конечно, ванная комната в мраморе с традиционной, в орнаменте, деревянной мебелью и, конечно, с окном. Et voila!
читать дальше

Вид с верхнего этажа на Патриарший пруд, ощущение простора за окном и ощущение простора внутри, простора, совершенно забытого – в квартире четырехметровые потолки. Эти ощущения заставили вспомнить об ушедшей, изящной и лаконичной красоте модерна, стиля ар-нуво. Кессонированный потолок и винтажные, чуть мещанские гардины, доминанта белого цвета в публичных помещениях, включая барский, столь не современный диван из последней коллекции Armani Casa, классические, в вытянутых лепестках деревянные панели. А в спальне сочетание темно-серого шелка на стенах и окнах с ярким покрывалом Etro,столь современным, но повторяющим цветочных орнамент стиля ар-нуво. И конечно, ванная комната в мраморе с традиционной, в орнаменте, деревянной мебелью и, конечно, с окном. Et voila!

закрыть
История на Патриарших (2014)
В квартире с четырьмя окнами на Патриарший пруд должно быть сокровенное, недосказанное. Классика, но ее главная мелодия — цветовая гамма: породистые английские оттенки бледно-серо-зеленого, богатой древесной текстуры пол и искорки дьявольщинки — в стену необработанного кирпича встроен фрагмент классических черно-белых обоев.
читать дальше

Тут все должно быть подлинным, и не отвлекать от главного — вида на Патриарший пруд, до которого из окна, кажется, можно рукой дотянуться. Вид на воду открывается уже от входа, отделенного от гостиной порталом и мраморной ступенью, тянущейся по всей ее длине, а это 8,5 метров. Гостиная лаконична. Широченные дубовые подоконники, сидя на которых и нужно наслаждаться игрой красок на воде. Мягкая мебель нейтральных тонов, с диваном, стоящим спиной к окнам: либо вид, либо телевизор, решайте сами. Напоминанием о том, что дом дореволюционный и полный тайн, звучат фрагменты кирпичной кладки, между которыми черно-белые обои и экстравагантное зеркало из четырех раздельных элементов. Кухня спрятана в неожиданном месте — на проходе из гостиной в гостевую спальню, куда ведут двустворчатые с матовыми стеклами двери. Когда они открыты, солнце пронизывает квартиру со двух сторон. А в остальном гостиная и прилегающие пространства — серо-зеленой, бледно-древесной гаммы, в гармонии с цветом воды и сквера вокруг. 

Хозяйская спальня и главная ванная комната — прежде всего удобство и роскошь. Неяркий свет четырех гипсовых бра, снова фрагмент обоев, повторяющий рисунок штор, бархатное, болотного цвета, переливающегося, как вода на солнце, покрывало. Серо-коричневый мрамор в ванной с двумя акцентами мозаики, причудливой, «замочками», небесхитростный душ, которого не замечаешь, сантехника Villeroy&Boch — ничто не сравнится с ней по цене-качеству.  А гостевой санузел — как костюмчик от Chanel — черный с белой оторочкой. И конечно, моя любимая фишка для гостевых санузлов, которая все еще непривычна и поражает — тиковый палубный пол, покрытый маслом для яхт.   

закрыть
Юнисекс (2014)
Яркая квартира из спальни, гостиной, кухни-столовой, огромной ванной комнаты и гардеробной с обилием красочного текстиля могла получиться чересчур женской. Открытые балки на потолке, доминанта серого цвета и два мачо-акцента — аксессуары из нержавейки и кожи в кухне превратили ее в веселый Юнисекс.
читать дальше

Брюсов переулок, третий от Кремля, один из «переулков Консерватории». Главный козырь квартиры — шесть окон на верхнем этаже. Вид небывалый — на сквер с памятником М. Ростроповичу и Вознесенскую церковь. 70 метров — это либо малогабаритная «трешка», либо квартира с одной спальней, район и дом диктуют, конечно, второе.

Три окна угловой спальни и дальше можно не ломать голову: главное — не отвлекать внимание от видов, которые лучше любых украшений. Все просто: гладкие шторы в цвет стен и подоконников, серое покрывало и две веселые «фишки» — фрагмент тигровых обоев Roberto Cavalli за изголовьем кровати и вместо обычных прикроватных ламп — бронзовые подвесы Eitcholz.

В ванной комнате обязательно и ванна и душ, никак иначе. Тиковый паркет все еще поражает покупателей и заказчиков, хотя это и не сложно, и не дорого. Прелесть такого пола может потеряться в цветовой орнаментированной плитки, поэтому стены — темно-коричневые и белые.

Для гостиной попался с небывалой скидкой диван супермодного Andrew Martin, яркий, этнический, красный. «Дико безвкусный, потому и скидка», — говорили друзья, пока диван в одиночестве хранился у меня дома. Его требовалось поселить в контекст стилистики гостиной, в результате — серые стены, темно-серые дубовые двери, светло-серый паркет и серые шерстяные шторы (шерсть на окнахсейчас крайне в тренде), но с яркой, этнической красной оторочкой и знаковыми огурцами Etro.

Кухня-столовая отделена от гостиной стеной, не доходящей до потолка: вид из окон должен простреливаться глазом с каждой точки квартиры. В сторону гостиной смотрит крупнаяи яркая картина,в сторону кухни-столовой — темно-серая кухонная мебель,с дорогими аксессуарами: две вставки из нержавейки и кожаные ручки. Все получилось! Теперь можно пошалить: два терракотовых акцента на стенах — ниша под телевизор и колонна, отделяющая кухню от прихожей со шкафом из американского ореха.

При такой цветовой гамме квартира могла получиться слишком женской. Спасли балки на потолке, серый основной цвет и нержавейка в кухне. Мужские акценты. В результате — веселый Юнисекс.

закрыть
Лофт: модный тренд или возвращение к истокам? (2013)
Лофт — штука затейливая, а само понятие «лофта» в дизайне и архитектуре размыто. Изначально «лофт» означал просто жилое помещение «в два света», где наверху, на галерее, устроены кабинет, спальня и прочее. С середины 90-х гг. в нижней части Манхэттена в жилые кварталы стали массово переоборудоваться помещения бывших фабрик и складов, с этого времени «лофтом» называют модное и стильное жилое помещение в бывшем индустриальном пространстве. Подразумевается, что лофт способен оценить не каждый, его ценят люди не консервативные, а идущие в ногу со временем, в середине-конце 90-х за лофты убивались инвестиционные банкиры, юристы, высокооплачиваемые топ-менеджеры. Благодаря лофтам самыми модными кварталами Нью-Йорка стали Tribecca, Financial District, Chelsea, сравнявшиеся по ценам на недвижимость с кварталами межвоенных особняков и небоскребов по обе стороны Central Park. Видовые черты лофта — большие размеры пространства, высоченные потолки, огромные окна, а остальное — якобы как придется: неоштукатуренные стены, стояки и прочие трубы не зашитые в стены, открытая проводка, простецкие полы.
читать дальше

Лофт — штука затейливая, а само понятие «лофта» в дизайне и архитектуре размыто. Изначально «лофт» означал просто жилое помещение «в два света», где наверху, на галерее, устроены кабинет, спальня и прочее. С середины 90-х гг. в нижней части Манхэттена в жилые кварталы стали массово переоборудоваться помещения бывших фабрик и складов, с этого времени «лофтом» называют модное и стильное жилое помещение в бывшем индустриальном пространстве. Подразумевается, что лофт способен оценить не каждый, его ценят люди не консервативные, а идущие в ногу со временем, в середине-конце 90-х за лофты убивались инвестиционные банкиры, юристы, высокооплачиваемые топ-менеджеры. Благодаря лофтам самыми модными кварталами Нью-Йорка стали Tribecca, Financial District, Chelsea, сравнявшиеся по ценам на недвижимость с кварталами межвоенных особняков и небоскребов по обе стороны Central Park. Видовые черты лофта — большие размеры пространства, высоченные потолки, огромные окна, а остальное — якобы как придется: неоштукатуренные стены, стояки и прочие трубы не зашитые в стены, открытая проводка, простецкие полы. 

Ключевое слово — якобы. Кирпич неоштукатуренных стен обязан быть породистым, незашитые трубы и стояки — приятными на вид, открытая проводка — изящная, со стильными перемычками и затейливыми выключателями, простецкие полы — наливные или дощатые — на деле требуют изрядных денег. И, конечно, вид. Вид из окна для лофта это важнейшее дело. Когда сидишь в неоштукатуренной громадной гостиной с окнами на две (а лучше на три) стороны на самой оконечности Financial District, а из каждого окна вид на воду, это...

Не в курсе, насколько прижился лофт в Европе, а вот в Лондоне это нынче самый верхний сегмент рынка жилой недвижимости. Прежде всего, потому что истинно бывших фабричных зданий в сочетании с приличными районами тут немного. Тем более, с видом на воду. Пожалуй, что только южный берег Темзы.

Так вот: спрос на лофты больше, чем количество зданий, готовых их приютить, а это означает создание лофтов отнюдь не только в бывших фабриках, а в жилых домах. Но не в каждом жилом здании хорошо смотрится лофт. В Лондоне, например, с такими зданиями проблема, комнаты там, как правило, небольшие, а то и крошечные, под потолками куча лепнины или ее остатки, окна — маленькие, а стены — хлипкие, и их сколь-либо впечатляющее обнажение крайне затруднительно.

В Москве спрос на лофт появился года полтора-два назад, но крайне робко, среди узкой прослойки просветившихся на Западе потребителей. Предложение лофта практически не было, а то, которое встречалось, удручало. Эмпирически, методом проб и ошибок российские архитекторы-дизайнеры пытались найти ту грань, что отделяет просто обшарпанное и разукрашенное в нелепые цвета пространство с неряшливыми трубами и проводами, от лишь претендующего на недостроенность пространства, которое на самом деле обнажает лишь то, что достойно обнажения и декорирует якобы остатки промышленного прошлого пространства красиво и умело. Не в помощь архитекторам-дизайнерам была и неразвитость вкуса российского потребителя: казалось бы, несложно, по крайней мере скопировать лучшие интерьеры лофтов из американских журналов. Но нет: многие неотъемлемые атрибуты лофта русский потребитель отвергает. Красиво оголенная кирпичная стена — это «да», а вот открытая проводка — это «ужас-ужас». Не далее, как пару дней назад я покрылась мурашками, услышав, что девушка-дизайнер, нанятая для планировки и отделки большой и дорогой квартиры в центре, заявив мне, что «тут будет лофт», тут же добавила, что «он будет почти как средневековый замок». При этом мы обсуждали, нужно ли зашивать стояки в стену. Узнав про ее амбиции в отношении лофта, я спросила, как же она собирается прятать стояки в стены, если стены останутся кирпичными. На это получила ответ: «а я закрою штукатурку, которой мы замуруем стояки, красивыми гипсокартонными коробами». 

Не знаю, удалось ли мне справиться с тайной лофта, ухватив дух его ускользающих граней. Судить вам. Но от одной идеи пришлось отказаться: лофт, как правило, требует темных потолков — дескать, фабричную сажу замазали. Это очень красиво: светлый пол, красная кирпичная стена или стены и темный потолок. Красиво. И точно в соответствии с классикой жанра. Но неприемлемо для русского потребителя. Ежится он от темных потолков, неуютно ему с ними жить. Может, это особенности русского климата?

Мне кажется, что мода на лофт недолговечна. Он труден в исполнении, предъявляет повышенные требования к чистоте линий и отсутствию планировочных ошибок, которые в лофте потом уже не скроешь коробами, накладочками и заплаточками. Его не вполне понимают русские архитекторы, и они не способны ставить планки безошибочного исполнения каждого размера нашим строителям, преимущественно гастарбайтерам. В результате, думаю, в ближайшие пару лет наплодится изрядное количество лофтов-уродцев и через пару лет российский потребитель может при слове лофт сказать «ужас-ужас». Или в лучшем случае «passe et demode». Ну, а пока, судя по всему, от этого стиля в Москве, что называется, тащатся.

закрыть
Осколок соцреализма на европейском островке (2013)
Район Патриарших прудов – абсолютный европейский островок в Москве. Венские и французские кофейни и домашние итальянские ресторанчики, бутики и антикварные лавки. Стиль «европейского шармана» с каждым годом все более отчетлив. При этом присутствует шарм не только Европы, но и времени: ни в одном из ресторанчиков, бутиков, ни в одной лавке нет ни ново-русского духа, ни безликого минимализма или хай-тека. На стыке Малой Бронной и Спиридоньевского переулка стоит осколок классики соцреализма, бывший дом номенклатуры, монументально-добротный, при этом милый. В таком доме, и в таком районе, одинаково грешно создавать и навороченно-богатый интерьер, и ярко-выраженный модерн, хай-тек, тем более, что времена этих стилей прошли. Как назвать то, что видится? Возможно, элегантно-стильный современный интерьер с консервативными нотками, навеянными соцреализмом.
читать дальше

Район Патриарших прудов – абсолютный европейский островок в Москве. Венские и французские кофейни и домашние итальянские ресторанчики, бутики и антикварные лавки. Стиль «европейского шармана» с каждым годом все более отчетлив. При этом присутствует шарм не только Европы, но и времени: ни в одном из ресторанчиков, бутиков, ни в одной лавке нет ни ново-русского духа, ни безликого минимализма или хай-тека. 

На стыке Малой Бронной и Спиридоньевского переулка стоит осколок классики соцреализма, бывший дом номенклатуры, монументально-добротный, при этом милый. В таком доме, и в таком районе, одинаково грешно создавать и навороченно-богатый интерьер, и ярко-выраженный модерн, хай-тек, тем более, что времена этих стилей прошли. Как назвать то, что видится? Возможно, элегантно-стильный современный интерьер с консервативными нотками, навеянными соцреализмом.

Сохраняем полы елочкой с фризой и реставрируем оригинальные лепные карнизы.  Разрушенные части восстанавливаем на заказ по шаблонам. Меняем батареи, но покупаем такие, как «были тогда».  На окнах консервативные, нарочито чуть пышные драпировки, а ультра-современные ванная и кухня (которые обязаны быть ультра-соверменными) выполняем в спокойных тонах и вневременных материалах, выдерживая мелодию элегантности. Минимум металла, никаких ярких кухонных фасадов или «плитки с рисуночком», больше стекла, натуральных каменных поверхностей. Оригинально-дерзкое решение – ужать кухню до минимума вопреки стереотипу о том, что кухня должна быть просторной: в дорогой, но небольшой квартире вряд ли будет у плиты хлопотать мать семейства. Лучше завершить тему вызывающе-роскошной ванной комнаты, отщипнув площадь от кухни и сделав отдельный отсек для душа с хамамом, выложив его мраморной мозаикой.

Конечно, как и на Пречистенке, хотелось побольше задекорировать квартиру, это не только самое большое удовольствие, это еще и придание квартире профессиональной завершенности. Но без знания личности будущего владельца это, как минимум, выброшенные деньги, а как максимум, – сужение круга покупателей. И все же не могла отказать себе в том, чтобы добавить две урбанистические, сугубо интерьерно-декоративные картины французских художников, и идиосинкратичное винтажное зеркало.  

Завершив этот проект, который продала недавно, подумала, что консервативно-элегантный стиль эклектики, похоже, себя тоже изжил. Вслед за хай-теком и минимализмом. По крайней мере, для меня. Проект, над которым работаю сейчас – это лофт. И по архитектуре, и по интерьерным решениям. Буду рада представить, когда закончу.

закрыть
Городской модерн (2013)
Так я назвала для себя проект квартиры на Пречистенке, первый из моих трех московских. Принцип гармонии со средой обитания диктовал что-то немецкое, на стыке стилей бау-хаус и конструктивизма (дом уродливо-лаконичен, построен немецкими пленными). Но стремление русского покупателя к красоте, даже к красивости, требовало завитушек, деталей, акцентов. При этом достаточно обезличенных, бесспорных, на все вкусы.
читать дальше

На излете лета успешно завершен проект на Патриарших прудах. Крупный, по меркам нашего с сыном девелоперского бутика, третий за последние два года нового этапа нашей архитектурно-дизайнерской работы в Москве. Он принес новый опыт и знания, но прежние проекты, названные лучшими два года назад (см. пост выше), и сегодня по-прежнему любимы.

Цена сентиментальности

Все имеет свою цену, и сентиментальность – не исключение. «Четыре лучших проекта семьи Котовых» остались в семье. И хотя причины сугубо житейские и рациональные, за эти годы развилась сентиментальная привязанность к этим домам, к их интерьерам, к прожитой в этих стенах жизни.  Живя в Лондоне несколько лет назад, я не могла подумать, что захочу расстаться с «Итон хаус», но вот уже три года я сдаю эту квартиру, и теперь знаю, что сама с ней жить уже не захочу. «Итон хаус» освободился от моей сентиментальности, расставание с ним, когда придет день, будет бестрепетным, сугубо по рыночной цене. А «Дом со Львами», хотя эта квартира давно сдается, еще не избавился, это память о маме. Ценник сентиментальности на квартире высок, но в последние годы рост стоимости квартиры так опережал доход от аренды, что разница скоро превысит этот ценник. И все же, «Дом на опушке», «Дом со Львами», «Брук хаус», «Итон хаус» останутся любимыми проектами надолго.

«Городской модерн»

Так я назвала для себя проект квартиры на Пречистенке, первый из моих трех московских. Принцип гармонии со средой обитания диктовал что-то немецкое, на стыке стилей бау-хаус и конструктивизма (дом уродливо-лаконичен, построен немецкими пленными). Но стремление русского покупателя к красоте, даже к красивости, требовало завитушек, деталей, акцентов. При этом достаточно обезличенных, бесспорных, на все вкусы.

В результате – лаконичный интерьер с самыми простыми, например, карнизами под потолком (линейность конструктивизма), чуть мягче  и несколько старомодная кухня, поскольку она вне времени. Батареи в стиле послевоенных совковых лет, зато черного цвета, как и мраморные подоконники, что вносит дерзкую нотку.   

Угловая гостиная смотрит на высотку МИДа и на Пречистенку. Покупатель должен войти, сесть, оглядеться, сказать «вау» и больше не вставать. Значит, сесть он должен на диван в форме трапеции, с видом на обе стороны.     

Акцентом должна стать и ванная. Раз в ней газовая колонка, которую не спрятать (запрещено), надо превратить это уродство в акцент. Чтобы заставить поверить, что ванная комната с газовыми трубами – это сохраненная примета эпохи, ванная не должна быть современной, в нее надо внести мелодии немецкой буржуазности. Как сделать эти мелодии слышными покупателю, черт его знает. Придется добавить узнаваемую английскую декоративность. 

Кстати, о перекладывании европейских мелодий на русский лад. Не было планировочной возможности расширить ванную, и я решила, что просторный роскошный душ лучше куцей ванны. Это оказалось просчетом. Хотя, мало кто регулярно лежит в ванне, ее отсутствие разочаровывало всех покупателей. Не спасало даже то, что в ванной комнате встроена автономная аудио-система, и можно мыться под музыку, прямо из душа переключая треки на диске. Не спасало. Хоть покупатель и европеизированный, но душа его равнодушна к таким, сегодня совершенно необходимым в Европе деталям роскоши, а вот отсутствие ванны, чтоб полежать – оказалось фактором.

Как бы то ни было, через полтора года послу покупки убитой трехкомнатной коммуналки в уродливо-лаконичном немецком доме и через пять месяцев после окончания ее ремонта, квартира на Пречистенке, проект «городской модерн» продан себе не в убыток. Можно двигаться вперед.

закрыть
Дом «Брук Хаус» (2008–2009)
Этот дом находится в районе Вильямсберг (Бруклин). Еще четыре года назад — этнические полу-трущобы, в которых только начали проглядывать кармашки «приличных» улиц. Юре — моему сыну и партнеру — было ясно, что в двух остановках метро от даунтауна Манхэттена трущобы просуществуют недолго. Такие районы, как правило, начинают заселяться сначала богемой и гуманитариями, и сразу вслед за ними — молодыми профессионалами, которые не могут себе позволить жить на Манхэттене, да их туда и не тянет, ибо больше привлекает молодежная субкультура, именуемая funk. Юра, впрочем, также относится к этой категории. Это к вопросу о соответствии данного проекта принципам № 2 и № 4.
читать дальше

Этот дом находится в районе Вильямсберг (Бруклин). Еще четыре года назад — этнические полу-трущобы, в которых только начали проглядывать кармашки «приличных» улиц. Юре — моему сыну и партнеру — было ясно, что в двух остановках метро от даунтауна Манхэттена трущобы просуществуют недолго. Такие районы, как правило, начинают заселяться сначала богемой и гуманитариями, и сразу вслед за ними — молодыми профессионалами, которые не могут себе позволить жить на Манхэттене, да их туда и не тянет, ибо больше привлекает молодежная субкультура, именуемая funk. Юра, впрочем, также относится к этой категории. Это к вопросу о соответствии данного проекта принципам № 2 и № 4.
Мобилизовав все мыслимые и немыслимые финансы, компания «Мета-К» приобрела трехэтажный таунхаус (см. фасад). Концепция проекта: верхний, второй этаж, разбитый на две квартиры (40 и 55 кв.м. соответственно), сдается двум одиноким молодым профессионалам. На первом этаже и на нижнем, полуподвальном живет Юра с семьей. Арендная плата за сдаваемый этаж должна покрывать Юрины ежемесячные выплаты по ипотеке и коммуналку.
Итак, впервые мы затрагиваем тему жилья на сдачу (см. основную статью). Кто сказал, что в квартирах на сдачу возможны полы из ламината и мебель из «Икеи»? Если хочешь, чтобы твои арендаторы были молодые профессионалы с Уолл Стрита (без детей, собак и вредных привычек), то им требуется эстетика уровнем повыше. Полы — только паркет, ванные и кухня — современные и качественные, но без затей (молодые профессионалы мало времени проводят дома, если вообще проводят). Ничего изысканно-дизайнерского в этих квартирах нет, поэтому фото их смотреть не столь интересно. 
Совсем иное дело — собственно Юрина часть дома. Штучный, истинно Бруклинский интерьер. Обеденный стол, стоячие светильники в нижнем, рекреационном помещении, барная стойка, оформление лестницы — все это сделано собственными руками (Юрия, не моими). Обратите внимание на кухонную барную стойку, обитую дешевой жестью с выдавленными узорами. Мне этот декор из жести показался похожим на консервную банку, на что руководитель проекта, Юрий Котов, сказал: «Мам, это особый бруклинский стиль. Так декорировались интерьеры в Бруклине в начале века. Почему это было тогда так модно, не знаю, но сейчас те дома, в которых такие жестяные элементы сохранились, в особой цене, это придает аутентичность всему дому. Ты же видишь, что фасад дома — где-то 30-40 гг. XX века? А эта жесть якобы осталась от того же периода. В этом вся фишка для тех, кто понимает».
Почему проект называется «Брук Хаус»? Потому что, придумывая все планировочные и отделочные решения, Юрий по его собственным словам, сломал голову.

закрыть
Квартира «Итон Хаус» (2007)
А в Лондоне где жить? Конечно в Мейфейре. «Совсем ты, мама, с ума сошла, разве Мейфейр может еще подорожать», — сказал мой сын. — С другой стороны, ты же для себя покупаешь, ну покупай, если тебе так Мейфейр приспичил. Бог даст, хоть в цене не упадет, но что ты на ней никогда не заработаешь — это точно». Так кризис тут же и подоспел, и совсем мой сын приуныл, мол, продашь, 30% потеряешь. «Ничего подобного, — сказала я. — Пока кризис, сама поживу. Главное (принципы №2 и №3) — сделать, чтобы было «вау», но соблюсти экономию во всем, где только можно.»
читать дальше

А в Лондоне где жить? Конечно в Мейфейре. «Совсем ты, мама, с ума сошла, разве Мейфейр может еще подорожать», — сказал мой сын. — С другой стороны, ты же для себя покупаешь, ну покупай, если тебе так Мейфейр приспичил. Бог даст, хоть в цене не упадет, но что ты на ней никогда не заработаешь — это точно». Так кризис тут же и подоспел, и совсем мой сын приуныл, мол, продашь, 30% потеряешь.
«Ничего подобного, — сказала я. — Пока кризис, сама поживу. Главное (принципы №2 и №3) — сделать, чтобы было «вау», но соблюсти экономию во всем, где только можно. »

Для начала — полная перепланировка уродливой квартиры. Это надо делать самой, на архитекторах и чертежниках разоришься. Конечно, надо понимать хоть в какой-то степени инженерную сторону дела: где можно передвинуть стояк, а где нельзя, как и где ставить раковины, чтобы они не засорялись, но это житейский здравый смысл и советы хороших строителей. Это была вторая квартира, и опыта первой уже хватало за глаза. Затем, точно также, сама, сделала эскизные чертежи (с точными размерами) всех встроенных шкафов, некоторых элементов мебели. Например, вот этого темно-красного подсервантника в гостиной — смешно же рассчитывать купить в мебельном магазине подсервантник длиной именно 272 см. Если же он будет короче ниши, то будет смешно, а если длиннее — просто обхохочешься. По эскизам заказать шкафы и подсервантник – это, кстати, не обязательно дороже, чем покупка готовой аналогичной мебели.
Полетела в Милан и у посредника за два (Д В А !) дня закупила: сантехнику для двух санузлов, плитку, мрамор для пола в прихожей и кухне, диваны в гостиную и гостевую комнату, кровать и тумбочки в спальню, кресла, обеденный стол со стульями, журнальные столики. Оставила все заказы и предоплату и назад в Лондон. Потраченное время — один уик-энд. В Лондоне я бы объезжала строительные и мебельные магазины, наверное, не меньше месяца. Тем более, что отправка из Италии в Англию (обе — Евросоюз) не сопровождались грустным словом «растаможка». Хотя и в Москве такое решение было бы, вероятно, более экономным, чем закупка в магазинах, потому что вся эта растаможка и остальные накрутки сидят в розничных ценах. Поэтому от оптовиков-посредников все равно выходит дешевле.
И, наконец, о самом интерьере. Мейфейр — это не «Дом со Львами» в период московского докризисного бума. Тут на минимализме даже роскошном и эксплуатации дореволюционного фасада со львами не проедешь. Англия. Имперские традиции. «Не хотите ли чашечку чая? Или сэндвича с огурцом?». Мейфейр — холодный, замкнутый. Мой дом — моя крепость. Все внутри. Внутри квартиры, внутри человека. А за окном черные кэбы, красные телефонные будки, двухэтажные автобусы.
 Было немного страшно после квартиры «Арбат», с его относительно простыми минималистскими решениями, но надо было дерзать, делать богато декорированный интерьер. В Мейфейре должна быть английская квартира с традициями. Истинно богатые русские решают эту проблему просто: идут на Сотбис и закупают антикварную мебель. Даже если бы мне это было бы доступно, я помнила о принципе № 3 — не переинвестируй! Решила, что все должно выглядеть так, как если бы в доме жили несколько поколений семьи, и каждое оставило что-то. Эклектика стилей: викторианские шторы, обои и карнизы, кресла и спальня — уродливых шестидесятых годов, минималистский белый диван и кухня «Погген Пол» (кухня должна всегда быть современной). И везде вкрапления истинного английского антика — георгианский комод, стеклянный шкафчик «Арт Нуво», четыре картины с Кристиз (не поверите, каждая в пределах 1,5 - 2 тысяч фунтов): две викторианского периода, одна — импрессионизм, и коллекция акварелей школы Ван Дейка ( всего 600 фунтов, а от подлинного ван Дейка не отличить, если ты не арт-дилер). 
В итоге, вот что получилось. Сейчас сдала. Легко!.. И, кстати, о кризисе. С 2007 года квартира (цена покупки плюс стоимость ремонта) подорожала на 48%. Почему? Location, location and location. См. основную статью. 

закрыть
Квартира «Арбат» (2004)
Тогда еще не столь знаменитый, а сегодня откровенно знаковый «Дом со Львами» (а для меня всегда особенный – я в нем родилась в советской коммуналке). Беспроигрышная инвестиция, иммунная как любой раритет к любым кризисам и потрясениям. Раритет только прибавляет в ценности от времени. Исторический фасад стиля ампир с балконами, розеттой и, конечно, львами давали простор созданию поистине роскошной квартиры. Роскошь — лицо и требование этого дома.
читать дальше

Тогда еще не столь знаменитый, а сегодня откровенно знаковый «Дом со Львами» (а для меня всегда особенный — я в нем родилась в советской коммуналке). Беспроигрышная инвестиция, иммунная как любой раритет к любым кризисам и потрясениям. Раритет только прибавляет в ценности от времени. Исторический фасад стиля ампир с балконами, розеттой и, конечно, львами давали простор созданию поистине роскошной квартиры. Роскошь — лицо и требование этого дома.
Философия того времени — бума докризисных денег позволяла использовать любую концепцию: от барочных лепных потолков и узорчатого паркета с мебелью красного дерева, до дорогого минимализма, тогда еще не бывшего passé. Приемлем был бы и русско-московский дворянский интерьер (рядом Поварская, дом Наташи Ростовой) с богатыми драпировками. Французский стиль, сочетающий провансальские мотивы с пост-модернистким оформлением пола, стен и окон, тоже вариант. Что взять за основу?
Принцип четыре — гармония со средой обитания. За окном видового седьмого этажа — жуть Нового Арбата. Панельные книжки, какие-то наружные лестницы, но и дивная панорама: от здания бывшего СЭВа до памятника Петру Первому. Все, в общем, видения страшноватые, но разве Нью-Йорк поэлементно не ужасен?
Пусть основой концепции станет сочетание дореволюционного богатого дома с гротесками современного мегаполиса. Эдакий Upper East side вдоль Пятой авеню, где за декадентским или Арт Деко фасадом таится роскошный современный минимализм.
Под потолками несущие балки. «Зашить навесным потолком», — сказал прораб. «Или сделать лепнину», — сказал приятель. «Оставить как подтекст, напоминающий дома Манхэттена, конвертированные из складов или фабрик», — решила я. Будет перекликаться с уродствами Нового Арбата и парадоксально оттенять дореволюционную роскошь экстерьера и подъезда. Второй неповторимый элемент квартиры — огромные окна, также напоминавшие конвертированное индустриальное пространство. И главное среди них — арочная французская дверь на балкон. Эти элементы должны стать центральными.
Стремление к творчеству не знало границ. Зачем мне архитектор, который будет навязывать свое представление о моей гармонии? За полгода окончила интенсивные архитектурные курсы и с отвагой неофита села за чертежи и расходование бюджета.
Посмотрите, как получился этот «роскошный минимализм». По-прежнему простота решений из боязни сделать ошибку, не достичь чистоты линий. «Тут стерильно как в операционной. Как жить-то будете?—спросил прораб. Но стерильность экстремального минимализма была лишь в стенах, в граните, в мраморных подоконниках размером с хороший стол (дом-то дореволюционный, на стены кирпича не жалели), в серо-стальной немецкой кухне. То есть в том, что потом поправить будет нельзя без полной переделки.
Первое смягчение экстремального минимализма (и поправить легко, если не придется по душе) были белые стены по стороне окон, переходящие в белый потолок и желто-миндальные стены на противоположной стороне, переходящие затем в светлый буковый пол. Далее «смягчение жесткого минимализма» пошло легче — кожаное панно бургунди со вделанной плазмой, огромное абстрактное яркое полотно маслом (подарок сына!). А дальше — вообще просто. Диваны мягких цветов, но твердых линий, шторы, подушки, настольные лампы, вазы, пепельницы. Все это — только самое роскошное: Baccarat, Daum, Cartier, русский дореволюционный хрусталь.
На белом с серыми прожилками мраморе (самом дешевом!) подоконника — огромная шкатулка XVIII века, семейная реликвия. Вдоль белой поперечной стены — антикварная швейная машинка, всегда открытая, с аппаратом Зингер, а на откидной крышке — всегда цветы. В узкой стеклянной витрине при входе — коллекция дизайнерских туфелек.
А спальня — с шелковыми обоями, с богатыми, но легкими, полупрозрачными драпировками, не скрывающими красоту французских дверей на балкон с лепниной.
И вдруг все схватилось друг с другом, заиграло стилем, гармонией и недосказанной роскошью. Мягкая гармония.
Меньше, чем через год профессиональные амбиции привели меня в Лондон. Квартиру пришлось сдать. Это оказалось совсем не сложно...

закрыть